FRIENDS


Сервер TetriNet в Томске

FAQ Сайт

Words
Аквапланирование - (аквапланинг) эффект при котором машина теряет сцепление с полотном из-за большого количества воды, при этом протектор покрышки не успевает вытеснить чрезмерное количество воды из-под колеса вследствие чего пятно касания покрышки с полотном резко уменьшается.

Активная подвеска - пpогpаммно-аппаpатный комплекс, управляющий дорожным просветом в процессе движения автомобиля с помощью гидравлических приводов, встроенных в подвеску. Это упрощает управление (реакция на pуле меньше зависит от неровностей трассы), увеличивает безопасность и пpижимную силу (запрещена регламентом FIA).

Алебарда - (или "леденец") - длинный шест, который держит механик во время пит-стопа перед гонщиком с указаниями "Stop" и "1st gear" (1-ая передача). Служит своего рода сигналом для пилота о завершении работы всех механиков, при поднятии алебарды пилот может стартовать с пит-лейн.

Антикрыло - важный элемент аэродинамики гоночного болида. В полной противоположности с крыльями самолёта (что следует из названия) обеспечивают не подъёмную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью.

Апекс - ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы.

Апелляция - любая команда может подать апелляцию в FIA на любое суждение, которое они считают незаконным.

Аэродинамика - наука о силах, действующих на обтекаемое газом тело. Применительно к Формуле-1 - одна из главных наук, используемых при проектировании болидов. Конструктор, проектируя болид, пытается добиться компромисса, между аэродинамическим сопротивлением болида и прижимной силой. Также нельзя забывать про охлаждение двигателя. Воздуха, попадающего в двигатель должно быть достаточно для того, чтобы двигатель не "задыхался" на медленных трассах, но не слишком много, чтобы не ухудшать аэродинамическое сопротивление.

Аэродинамическая труба - установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид, для исследований в области аэродинамики болида.

Аэродинамический мешок - разряженный поток воздуха от впереди идущего болида, в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении.

Амортизатор - связывает рычаги подвески с кузовом автомобиля. Гоночный амортизатор гораздо жестче тех, что стоят на дорожных машинах, - поскольку дорожный просвет автомобиля Ф-1 очень мал.

Балласт - дополнительный вес, который дополняет вес болида до минимального (600 кг). Помогает добиться лучшего баланса в зависимости от мест его расположения.

Баланс тормозов - пилоты могут изменять в процентном соотношении тормозное усилие между передними и задними тормозами. Как правило, большая часть тормозного усилия выдвигается на передние тормоза.

Бокс - гараж команды Формулы-1. Помещения, расположенные на пит-лейн, в которых во время Гран-При располагаются болиды, а также храниться все оборудование команд.

Болид - гоночный автомобиль. В данном случае автомобиль Формулы-1.

Большой шлем - выигранная квалификация, гонка, поставленный быстрый круг и лидирование от старта до финиша.

Быстрый круг - самый лучший круг поставленный гонщиком во время гонки.

Внешний радиус - траектория, проходящая ближе к внешней кромке поворота.

Внутренний радиус - траектория, проходящая ближе к внутренней кромке поворота.

Выхлопные коллекторы - служат для отвода выхлопных газов из двигателя.

Ворм-ап (Warm-up) - тренировочная сессия.

Верхний воздухозаборник и воздушный фильтр - первый "ловит" воздушный поток над головой гонщика и направляет его в систему питания двигателя. Второй очищает этот поток от посторонних частиц. Форма воздухозаборника существенно влияет на характеристики двигателя, - поскольку наддув в современной Ф-1 запрещен.

Воздухозаборник - специальное отверстие, служащее для забора воздуха для охлаждения двигателя. Так же существуют воздухозаборники для охлаждения тормозов.

Гравийная ловушка - находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы.

Гран-При (Grand Prix) - в буквальном переводе - большой приз. Название этапа чемпионата мира.

"Грязная" траектория - часть трассы вне накатанной траектории движения болидов.

Двигатель - "Сердце" машины, которое, кроме того служит и продолжением ее "позвоночника". Восемь цилиндров (с 2006 года), 2,4 литра рабочего объема, более 800 лошадиных сил и примерно 40 - 50 кг топлива на 100 км. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава, коленвал стальной, шатуны из титана. За минуту может выдать свыше 19000 оборотов.

Дефлектор - аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборникам.

Днище и дифузор - обеспечивают до 40% прижимной силы.

Дождевая резина - резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора.

Дозаправка - Во время гонки болиды заезжают на пит-стоп, чтобы пополнить запасы горючего. Одновременно производится и замена резины (с 2005 смена резины запрещена регламентом FIA, за исключением проколов, в 2006 замена резины была вновь разрешена регламентом FIA).

Дубль - две машины из одной команды пришедшие на двух первых местах.

Дуга безопасности - дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы.

Забрало - стекло шлема закрывающее лицо гонщика.

Закрытый парк - помещение для содержания всех болидов после второй квалификационной сессии до последующей гонки.

Запасной автомобиль - команды привозят на ГП по 3 болида: 2 "боевых" один запасной, если пилот посчитает нужным, он может воспользоваться запасным болидом в соответствии с регламентом, описывающим положении о запасном болиде. С 2004 года команды, занявшие в прошлом году в командном зачете места с 5 по 10, имеют право в пятницу использовать третий автомобиль в качестве тестового.

Зеркало заднего вида - 5х15 см и с закруглениями по краям радиусом не меньше 1 см.

Задний демпфер - является продолжением КП и защищает автомобиль от ударов сзади. Демпфер должен полностью поглощать энергию удара на скорости 43.2 км/ч и выдерживать статическую горизонтальную нагрузку в 4 тонны.

Карбон - (от англ. Carbon - углерод) см. углеродистое волокно.

Квалификация - Предварительные заезды по итогам которых распределяются места на стартовой решётке Гран-При. Несколько лет назад это была часовая сессия во время которой пилоты могут проехать 1 быстрый круг. Лучший круг идет в зачет. На стартовом поле перед гонкой пилоты располагаются в соответствии с результатами, показанными в квалификации. В отличии от многих других гонок, в современной Формуле-1 за победу в квалификации дополнительных очков не дают. В 2004 года квалификация продолжается 2 часа, где пилоты проходят две сессии по итогам которых и определяется обладатель поул-позиции. В 2005 году формат квалификации изменён. Теперь она разбита на две части. Одна в субботу, другая в воскресенье за 4 часа до старта гонки. В субботней и воскресной квалификациях пилоты проезжают один прогревочный и один быстрый круг. Результаты двух квалификаций суммируются. Общий итог распределяет места на старте Гран-При. Кокпит - часть болида, в которой располагается сам гонщик. Кокпит - это компромисс между безопасностью и комфортом. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит должен максимально оберегать пилота.

Контроль тяги - система, которая позволяет избегать пробуксовки ведущих колес при чрезмерной подаче топлива. (запрещен регламентом FIA)

Контролируемый занос - прохождение поворота в раллийном стиле со срывом всех колес при котором пилот полностью контролирует движение болида.

Классификация - список всех пилотов, финишировавших в гонке. Также пилот будет классифицирован, если отстал не более, чем на 10% от лидера гонки.

Комиссар - человек, следящий во время Гран-При за исполнением правил FIA.

Конструктор - часто упоминаемый как "изготовитель". Синоним слову команда. Отсюда и идет название "Кубок конструкторов".

"Круговой" - пилот, которого обгоняют на круг и более.

Крэш-тест (Crash-test) - тест для проверки прочности частей болида в соответствии с техническим регламентом.

Кубок конструкторов - разыгрывается между командами, участвующими в чемпионате мира. В зачет идут очки, набранные обоими пилотами.

Киль - передняя часть днища. Радиус "лезвия" не может быть меньше 50(+ - 2) мм. Часть киля, лежащая в базовой плоскости не должна выступать дальше линии, расположенной в 330 мм позади оси передних колес.

Лаунч-контроль (Launch Control) - система оптимизации старта. Служит для уверенного старта с места без пробуксовки. (запрещен регламентом FIA)

Маршал - рабочий персонал автодрома. Маршалы располагаются вокруг трассы, в их обязанности входит забота о безопасности: эвакуация болидов и пилотов из опасных положений, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе.

Механик - человек, выполняющий определенную функцию во время пит-стопа, тестов, ремонта машины и т.д.

"Мокрая" резина - шины для мокрого полотна. При высыхании трассы изнашиваются очень быстро, а потому в таких случаях их следует менять на "сухой" тип резины.

Монокок - несущая конструкция весом в 40-45 кг, к которой крепятся все остальные узлы машины.

Моторхоум - так называемый передвижной "дом на колесах" в котором на время Гран-При располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды на время ГП.

Обтекатель - важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока.

"Обувь" - применительно к покрышкам. Часто можно услышать подобные комментарии: "болиды обуты в дождевые покрышки" и т.д.

Отбойник - ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы.

"Очковая зона" - зона в которой гонщик получает очки по окончанию гонки. По новым правилам это места с 1-го по 8-е.

Паддок - находится позади пит-лейна, место, где располагаются моторхоумы команд, где гонщики общаются с прессой и т.д.

Пелетон - все болиды.

Переднее (заднее) антикрыло - элемент аэродинамики, служащий для создания прижимной силы.

Пилот - гонщик Формулы-1.

Пит-лэйн (Pit-lane) - участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам. По пит-лэйн нельзя передвигаться быстрее скорости установленной регламентом (с 2004 года это 100 км/ч, исключение Монако - 80 км/ч). Нарушивший это правило получает штраф в виде проезда по пит-лейн.

Пит-стоп (Pit-Stop) - заезд и остановка гонщика в боксах для смены резины и дозаправки. Правильно спланированная тактика пит-стопов является неотъемлемой частью успешного выступления в гонке.

Поворачиваемость избыточная - эффект, во время которого колеса автомобиля поворачивают на больший угол, чем задается рулем.

Поворачиваемочть недостаточная - эффект, во время которого колеса автомобиля поворачивают на меньший угол чем задается рулем.

Поворачиваемость нейтральная - эффект, во время которого колеса автомобиля поворачивают на такой же угол, какой задается рулем.

Понтон - расположен за передними колесами, служит для устойчивости машины в повороте.

Поребрик - полосатый бордюр по внешнему либо внутреннему радиусу поворота.

Поул-позиция (Poul-Position) - по результатам квалификации определяется порядок, в котором пилоты уходят со стартовой прямой в гонку. Позиция первого пилота называется поул-позиция.

Пресс-конференция - общение пилотов, руководителей команд, а также руководства FIA с журналистами.

Прогревочный круг (Warm Lap) - непосредственно перед стартом пилоты делают один круг, чтобы прогреть резину и тормоза. Обгоны на прогревочном круге запрещены. Перед ним и после его окончания болиды выстраиваются на стартовом поле согласно результатам квалификации. Если старт был отложен, прогревочный круг повторяют, а общую длину дистанции сокращают на один круг.

Промежуточные покрышки - используются при легком дожде, а также на подсыхающей трассе.

Протектор - рисунок на поверхности резины.

Прижимная сила - на высокой скорости аэродинамика болида напоминает перевернутое крыло самолета. Встречный поток воздуха прижимает болид к трассе, при этом прижимающая сила достигает 4G.

Псевдослик - резина с рисунком протектора.

"Пузырение" - момент, когда покрышка нагревается до предельной температуры, резина начинает деградировать и ломаться во многих частях, что дает подобие пузырей.

Пэйс-кар (Safety-Car) - машина безопасности, которая двигается перед пелетоном (основной группой гонщиков) в случае приостановки гонки. Также перед тем как пилоты уйдут на прогревочный круг пейс-кар проезжает круг в целях проверки безопасности трассы.

Подвеска - трехрычажная схема уже не первый десяток лет верой и правдой служит автоспорту. Рычаги изготавливаются из углепластика и титана. Согласно правилам, подвеска должна иметь нерегулируемую геометрию, а колесу дозволено перемещаться лишь в вертикальной плоскости.

Регламент - список утвержденных FIA правил.

Рестарт - повторный старт гонки.

Резина - шины.

Рулевое колесо - собственно руль в гоночном болиде, на котором располагаются необходимые кнопки для связи с боксами, подачи питьевой воды пилоту, баланса тормозного усилия, а также закрепленный с обратной стороны рычаги переключения передач.

Рулевой механизм - ход колеса от упора до упора не велик (около 110 градусов). Предельный же угол поворота колес меняется в зависимости от характера трассы: на медленных трассах он максимален, а на скоростных - минимален. Рулевой механизм оснащен гидроусилителем.

Свободная практика - заезды в рамках гран-при, во время которых пилотам предоставляется возможность попрактиковаться и настроить болиды для квалификации.

Слики - шины с гладкой и липкой поверхностью, предназначенные для сухих трасс. Обеспечивают максимальное сцепление колес с дорогой. (запрещены регламентом FIA с 1998 года)

Срыв заднего моста - срыв задних колес болида, при котором пилоту приходить "ловить" машину.

Стартовая решетка - разметка на полотне трассы, где пилоты занимают места соответственно своим результатам в квалификации.

Стоп-энд-гоу (Stop-&-Go) - наказание в размере 10-ти секундного простоя на пит-лейн без права дозаправки и замены резины. Не применяется с 2003 года, альтернативным, наказание служит проезд по пит-лейн.

Стюард - персонал, служащий для вынесения решений о наказаниях, штрафах. Стюарды следят за соблюдением правил во время ГП, также в их обязанности входит проверять болиды после квалификации и гонки на соответсвие регламенту.

Телеметрия - Болид формулы-1 постоянно посылает информацию от сотни датчиков в боксы команды. Команда имеет полное представление о состоянии болида и движениях гонщика. Данные телеметрии могут давать информацию в реальном времени о работе двигателя, подвески, о давлении и температуре и т.д. Пилоты также используют данные телеметрии для изучения своего времени на круге.

Тестер (тест-пилот) - пилот, занимающийся тестовой работой в команде и при возможности заменяющий травмированного основного пилота (по решению команды). С 2004 года тестер может заниматься своими прямыми обязанностями за рулем третьего болида во время пятничных тренировок.

Технически регламент - список жестких ограничений, которым должны соответствовать все болиды. Малейшее нарушение карается жесткими наказаниями.

Траектория - собственно путь, по которому движется болид.

Трэкшн-контроль (Traction control) - электронная система распределения крутящего момента задних колес за счет понижения оборотов двигателя, препятствующая пробуксовке в поворотах. (запрещена регламентом FIA)

Турбулентность - поток воздуха позади болида, который очень плохо влияет на аэродинамику болида, идущего сзади на достаточно близком расстоянии. Заметно ухудшается его прижимная сила, что может печально отразиться на эффективности управления.

Тормозной диск - максимальная толщина диска - 28 мм, диаметр 278 мм. Диски изготавливаются из магниевого сплава и отрабатывают, в среднем, 4 Гран-При.

Тормозной суппорт - должен быть изготовлен из алюминиевого сплава, и иметь не более 6 поршеньков цилиндрического сечения. На каждом колесе не может быть более одного диска и одного суппорта.

Угол атаки антикрыла - угол A на который разворачивают крыло относительно воздушного потока.

Углеродистое волокно - произвело революцию в Формуле-1 в начале 90-х. Намного легче и прочнее чем сталь, все болиды в формуле-1 сделаны из углеволокна.

Установочный круг - круг, на котором болиды, выезжая из боксов, занимают свои места на стартовой решетке соответственно своим результатам в квалификации.

Фальстарт - движение болида, прежде чем погасли огни светафора. Наказывается в зависимости от системы наказаний описанных в регламенте.

ФОМ (FOM) - Правительство Формулы-1, компания Берни Эклстоуна, которая управляет первой формулой.

ФИА (F.I.A.) - (Federation Internationale De L'Automobile) Международная автомобильная федерация. Управляющий орган в Формуле-1.

Флаги - это своего рода дорожные знаки на трассе Формулы-1. С помощью флагов гонщику передается необходимая информация.

Зеленый флаг - показывается перед стартом.

Красный флаг - прекращение гонки, все пилоты должны вернуться на стартовое поле или в боксы.

Синий флаг - показывается пилотам, к которым приближаются быстрейшие, обгоняющие их на круг.

Белый флаг - говорит гонщику, что болид, едущий впереди, движется с опасно медленной скоростью.

Желтый флаг - обозначает опасность на трассе, обгоны запрещены, следует снизить скорость.

Полосатый желто-красный флаг - говорит о том, что трасса залита маслом или начинается дождь.

Черный флаг - вместе со стартовым номером гонщика заставляет его заехать в боксы, остановить болид и выйти из него. Непослушание карается крайне серьезными штрафами.

Клетчатый флаг - гонка закончена.

Хэт-трик (Hat-Trick) - выигранная квалификация, гонка, поставленный быстрый круг.

Шасси - главная часть машины Формулы-1 - это шасси. Именно на шасси устанавливается двигатель, подвеска, аэродинамические элементы.

Шикана - резкий поворот или последовательность поворотов, предназначенных для замедления автомобиля.

Шпилька - поворот в 180 градусов.

Штаб-квартира - база команды где проводятся все исследования и разработки новых шасси, двигателей, комплектующих и т.д.

Эска - S-образный поворот.


FAQ (Часто задаваемые вопросы) ¦ Наверх

В этом разлеле описываются наиболее часто задаваемые нам вопросы и соотвественно на них ответы. Вопрос обозначается "В" жирным красным выделением, ответ обозначается "О" простым черным шрифтом.

В. Для чего существует проект?
О. Для вас. И только для вас. А еще для нашего интереса. Никаких коммерческих целей наш проект не преследует и не планирует в обозримом будущем.

В. Где находится сервер?
О. Сервер находится в одном из корпусов ТГУ – на работе у Сергея.

В. А у меня скорость почти модемная? Что делать?
О. К сожалению, пока – ничего тут не поделаешь. Из предыдущего ответа известно где находится сервер. Сеть в ТГУ оставляет желать лучшего, поэтому такая скорость. Но есть одно преимущество – проект доступен из любой томской сети.

В. Я не могу скачать видео с вашего ftp. Что делать?
О. Обратиться за помощью к Koshakу или Сергею (в форуме, по почте или в icq). Возможно ранее вас забанили за скачивание в несколько потоков – но всё поправимо.

В. Аааа.. два дня не могу достучаться до вашего сервера! Что делать?
О. Возможно он не работает. Потому что была гроза или Управление информатизации ТГУ внесло свою лепту. Рекомендуется поступить как и в предыдущем вопросе – обратиться с вопросом напрямую.

В. Возьмите меня в команду!
О. Без проблем. Присоединяйтесь. Если вы умеете и хотите делать то, что нам будет полезно – не вижу препятствий. Но вам следует помнить, что проект некоммерческий и поэтому ваш труд не может быть оплачен.

В. А я могу вести новый раздел на вашем сайте.
О. Отлично. Присоединяйтесь.

В. Вы зарабатываете на рекламе?
О. Нет. И не собираемся.

В. А я могу вам подарить винт! На 200 гигабайт. У меня 2 ненужных. Заберите один.
О. С радостью! Но предварительно обговорив условия.

В. Я хочу быть вашим спонсором.
О. Интересное предложение. Помощи мы рады. Только для начала нам нужно знать что вы хотите получить взамен.

В. У меня есть запись ГП Великобритании-1949 года. За сколько купите?
О. Ни за сколько. Мы не можем ничего купить (хотя не исключаем, но только в том случае, когда за покупкой произойдет переуступка всех авторских прав). В обмен предложить тоже ничего не можем – всё что у нас есть – в свободном доступе. Так что другие могут увидеть ваш раритет только если вы этого сами захотите.

В. Ааааа! Вы воруете видео, новости, фотки! Я подам на вас в суд.
О. Подавайте. Но сначала прочтите http://f-1.tomsk.ru/copyright.php - я думаю все вопросы у вас исчезнут. А новости – мы используем только уникальные переводы. Для этого в нашей команде F-1 Team есть переводчик.

В. А я вот скачал с вашего севера всё видео. Записал на болванки и буду продавать.
О. Ваше право. Но тогда мы подадим на вас в суд. Скачивать и записывать вы можете только для вашего личного использования.

В. А у меня нет телевизора. Как можно посмотреть гонку в прямом эфире?
О. Следить за новостями на нашем ресурсе. Каждый ГП организуется коллективный просмотр в баре "Супер-спорт".

В. А вот у вас на сайте не хватает вот этого…
О. Отлично! Спасибо что сказали. Если вам это нужно (и это относится к Формуле-1) мы готовы вам помочь. От вас потребуется только полное описание того, чего вам хотелось бы видеть на сайте. Если это не идея ставить потоковое Team-radio Феррари во время гонки – то почему нет :о)

В. Хочу поставить вашу кнопочку на сайт. Можно?
О. А кто вам запретит? Мы даже в ответ поставим вашу.

В. А я могу лучше проект сделать. И дизайн у меня будет лучше!
О. Милости просим. Конкуренция всегда полезна :о)

В. А вот.. А я! Да я.. Да это.. самое..
О. Прекрасно. Мы тоже.

В. А кто вы? Что за команда F-1 Team?
О. Люди. Обычные. Живые и теплокровные. С нами даже можно встретиться и выпить пива.

В. Почему у вас на форуме так мало тем?
О. Потому что большинство информации на форуме доступно только для зарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь и Вы убедитесь что их больше.




Томск


 
2004-2016 © F-1 Team
Все права защищены